В ведущих отраслях экономики Узбекистана –в сельском хозяйстве и животноводстве, по статистике работают 3,6 млн человек, что составляет 27% экономики. Известно, что развитие этих отраслей, являющихся «драйверами» экономики, является одним из важных условий обеспечения независимости, социально-экономической и политической стабильности Узбекистана. Наблюдая за процессами глобализации, происходящими сегодня в мире, мы видим, что цены на рынке продуктов питания постоянно растут, а в некоторых странах такая ситуация вызывает большое недовольство и дефицит продовольствия. Это усиливает спрос повышения качества сельскохозяйственной и животноводческой продукции и экспортного потенциала с нас, и, естественно, решение этой проблемы стало одним из приоритетов государственной политики. Развитие отрасли осуществляется, в первую очередь, за счет подготовки специалистов.
На основании Указа Президента Республики Узбекистан от 31 марта текущего года на базе Самаркандского института ветеринарной медицины был создан Самаркандский государственный университет ветеринарной медицины, животноводства и биотехнологий. Университет был преобразован в опорный государственный вуз, осуществляющий подготовку кадров в области ветеринарии, ветеринарно-санитарной экспертизы, ветеринарной диагностики и лабораторных работ, ветеринарной фармацевтики, зооинженерии, ветеринарной биотехнологии, технологии переработки животноводческой продукции. Направленность образовательного процесса в нашем вузе - формирование практических навыков на основе передовых педагогических технологий на основе международных образовательных стандартов, широкого внедрения образовательных программ и инновационных учебно-методических материалов,
За последние 3 месяца были реализованы первые стратегические направления вновь созданного университета. В последние 4 года одной из основных проблем, которыми занимаются наши сотрудники, являются отношения с крупными производственными компаниями в этом регионе. Сегодня у нас налажены хорошие отношения с государственными и частными предприятиями, крупными фермерскими хозяйствами, с ними заключены договора. На данный момент можно сказать, что мы получаем доходы от этих контрактов.
Самое главное, что наши специалисты, занятые на производстве, принимают непосредственное участие в создании для нас учебных планов и рабочих программ. К примеру, 4 года назад все часы, отведенные на практику студентов, были распределены профессорам и преподавателям. В течение последних 2-х лет мы 10-15% этих часов отводим специалистам -практикам. Текущая цель – отдать 60 процентов этого показателя практикующим специалистам, а оставшиеся 40 процентов распределять профессорско-преподавательскому составу вуза. Причина в том, что студенты должны понимать суть проблем и ситуаций в производственном процессе, чувствовать их и готовиться к ним, как будущие специалисты.
У каждого выпускника, закончившего обучение в высших учебных заведениях и начинающего работать самостоятельно, имеется понятие «Эффективность первого рабочего дня» («Компетентность первого рабочего дня»). Скажем, ветеринару в первый день, когда он приходит на участок, биотехнологу -в первый день работы в лаборатории, зоотехнику - в первый день работы в компании, нужно знать с чего начать. Ожидается, что они будут планировать ежедневную и еженедельную работу и быстро адаптироваться к условиям.
Нас раньше не интересовала жизнь наших выпускников после получения диплома. Где они работают и чем занимаются – проблема, как мы считали, только молодых специалистов.
Университет уже 2 года проводит ярмарку труда для выпускников с участием производителей и работодателей. Наши выпускники подписывают контракты с работодателями. И, конечно же, эта деятельность контролируется. Когда работодатели связываются с нами, мы устанавливаем с ними близкие отношения. В этом процессе работодатель высказывает свои предложения и мнения.
Мы хотели бы лучше представить, какие знания мы даём студентам и каких специалистов готовим.
Есть один аспект, который нас сегодня радует - у большинства молодежи есть свои цели, часть выпускников магистратуры непременно хочет продолжать свою научную деятельность, часть хочет работать в больших кластерах, а часть молодежи хочет заниматься педагогической деятельностью.
Или наши студенты, проработавшие 1-2 года на производстве, ставят перед собой новые цели - бакалавры хотят продолжить обучение в магистратуре, магистры идут в докторантуру. И в последние годы наша деятельность в международном масштабе принесла ожидаемые плоды (университет наладил отношения по сотрудничеству примерно со 100 престижными международными вузами), наши студенты хотят изучать иностранные языки по своему выбору, продолжить обучение в вузах Германии, Португалии, Японии, США, Кореи и других развитых стран. Мы обязательно направим их в учебные заведения по их выбору. Они, учась за границей в другой среде, проходят обучение и набираются опыта, и возвращаются в Узбекистан более сильными специалистами.
По словам нашего президента, Узбекистан – страна больших возможностей. Мясо и другие продукты в больших количествах вывозятся из-за границы для удовлетворения потребностей нашего населения. Также идет речь о выделении на эту продукцию крупных сумм из государственного бюджета. В ближайшее время мы сможем импортировать качественную мясную продукцию из Узбекистана по всему миру. Для этого он обладает достаточными возможностями и компетенцией.
Мы готовим специалистов для этого. Во-вторых, мы планируем изменить условия содержания сельскохозяйственных животных и вводить правильные рационы их кормления, а также вывести на мировой рынок качественное мясо разных категорий и классификаций.
Как производится самое дорогое и качественное мясо сорта «Мрамор» на рынке? Чтобы приготовить этот продукт, нам нужно знать технологию кормления и выращивания этих животных.
Правильная организация пищевого рациона сельскохозяйственных животных является одним из основных условий получения качественного мяса.
Если взять крупный рогатый скот, то рацион выращенных на мясо у них иной, по сравнению с рационом, выращенных на молоко.
В целях обеспечения организации образовательных процессов в области ветеринарии, непосредственно, с практикой, интеграции науки и техники, начато строительство ветеринарной клиники и технопарка диагностики болезней, функционирующих за счет хозяйственных средств.
С нового учебного года в университете было открыто 13 новых направлений обучения. А в качестве новых направлений (Кормление животных было одной из наиболее тяжёлых наших проблем) ведется подготовка специалистов в области растениеводства, кормовой агрономии, изучения пустынных растений для обеспечения кормом сельскохозяйственных животных.
Также ведётся подготовка бухгалтеров и экономистов для животноводства.
Биотехнология – относительно новая область для нашей страны. Мы готовим специалистов в области биотехнологии растений, ветеринарной биотехнологии, пищевой безопасности и производственной биотехнологии.
Университет является многопрофильным высшим учебным заведением. Имеется достаточная материально-техническая база, где есть возможности функционирования на должном уровне учебных и научных лабораторий.
В университете планируется построить по решению правительства ещё 3 общежития.
В этом году университет отправил в самостоятельную жизнь своих первых выпускников - более 600 выпускников.
Первоначальная реализация распределения рабочих мест для высокоуровневой занятости была осуществлена на 90%. Востребованность наших выпускников на рынке труда высока, потребность в квалифицированных кадрах возросла, и работодатели признают, что уровень наших выпускников в этом году достаточно высок по сравнению с прошлогодними выпускниками.
Наши выпускники, в основном, будут размещены на работу в областных управлениях ветеринарии и развития животноводства, районных администрациях, лабораториях диагностики животных и пищевой безопасности, в специализированных кластерах по животноводству, частных ветеринарных службах, ветеринарных управлениях и областных управлениях республики, областей и государственной системы, в научно-исследовательских институтах, фермерских хозяйствах.
Следует признать, что в Самарканде существует 90-летняя научная школа в области земледелия и животноводства, и сегодня основные представители этой школы, более того, их ученики, работают в Самаркандском государственном университете ветеринарной медицины, животноводства и биотехнологий. Мы планируем войти в топ-1000 с новой методологией и новой технологией.
Этот инструмент будет использоваться для производства новых идей, возникающих в стране, и послужит развитию экономики и процветанию нашей страны.
Худайназар Юнусов
доктор биологических наук, профессор,
Заслуженный животновод Республики Узбекистан