(Начата новая работа в Самаркандском государственном университете ветеринарной медицины, животноводства и биотехнологий)
В этом году исполняется 5 лет, как мы приехали в Узбекистан и начали свою деятельность. Следует признать, что спрос и потребность в специалистах, которых мы готовим, в нашей стране чрезвычайно высоки. В 2018 году вновь созданный по инициативе Президента на базе Самаркандского сельскохозяйственного института Самаркандский институт ветеринарной медицины должен был готовить специалистов для отраслей ветеринарии и животноводства, играющих важную роль в экономике нашей страны, и действовать, исходя из потребностей и требований рынка труда. За истекший период учебное заведение постаралось использовать все свои возможности, оправдать доверие государства и нашего народа, подготовить конкурентоспособных специалистов и, в некотором смысле, это удалось. Пятилетний срок короток для истории, но за это время мы старались добросовестно выполнять поставленные перед нами задачи, и в результате этого, учебное заведение приобрело большой авторитет и признание не только в регионе, но и в странах Центральной Азии и Содружества независимых государств. Статус института был в дальнейшем повышен и преобразован в университет, а учебное заведение начало готовить специалистов по новым, современным направлениям.
Возросла наша ответственность и наши обязательства перед своим народом. Чем больше вы изучаете отрасль, тем лучше начинаете понимать ее успехи, неудачи и возможности. Вы начнете ясно видеть проблемы, у вас появятся четкие представления о ее решении. Мне уже давно не даёт покоя одна мысль - в первую очередь нужно формировать новую систему подготовки специалистов на основе новых знаний и понятий. В смысле, кто будет руководить процессом, кто им будет управлять, как их подготовить.
У нас еще много проблемных задач, будь то экономический, научный или образовательный процесс. Нам нужно построить новый Узбекистан с этими потенциалами, пониманием и знаниями, а также с этими людьми. Основная задача лидеров – умножить свои знания, создать условия для самопознания и работы, раскрыть свои таланты и открыть путь к своим возможностям.
Начиная с сентября 2022, нового учебного года, в университете введены в эксплуатацию 9 ультрасовременных и крупнотоннажных лабораторий. Мы снова сталкиваемся с прежними проблемами - кто пользуется этими лабораториями? Достаточно ли у нас специалистов, умеющих ими пользоваться, или они являются музейными экспонатами для посетителей? Кто обладает компетенцией и квалификацией для использования этих лабораторий? Ранее мы начали обучать лаборантов, докторантов и ассистентов в престижных зарубежных вузах, проводить стажировки. По плану начал действовать современный Виварий (Ветеринарная клиника). С использованием вивария и этих лабораториях налажена деятельность Научно-инновационного Центра, используя его возможности всецело, сегодня появилась идея о популяризации этого проекта.
Содержание проекта таково – не менее 25 независимых cоискателей, молодых исследователей и не менее 5 докторов философских наук (PhD), отвечающих всем требованиям ВАК, будут приняты и привлечены к данному проекту путем собеседования.
Мы завезли в наш лабораторный виварий все виды сельскохозяйственных животных, подходящих для наших нужд (крупный рогатый скот - лошадей, овец, коз; птиц - уток, гусей, индеек, кроликов, животных по рыболовству, пчеловодству, всего более 10 видов животных). Для работы с каждым видом животных мы привлекаем не менее 2-х специалистов. Например, 2 специалиста по птицеводству - ветеринары (заразные и незаразные болезни), 2 зоотехника - по технологии (кормление), 1 биотехнолог - специалист (какие биотехнологические методы необходимо использовать при кормлении и уходе для повышения продуктивности) проводят исследования. Итак, 1 вид животных исследуют 5 специалистов-исследователей за один цикл.
Как организована деятельность специалистов? Мы устанавливаем современные камеры во всех необходимых уголках лаборатории (в вольерах, где содержатся животные). За одним животным наблюдают 24 часа в сутки - 365 дней в одном календарном году. Как начинается болезнь, как она развивается, как проходит процесс профилактики, болезни и лечения, какие методы лечения эффективны - всё записывается, результаты и выводы сравниваются и анализируются. Каждую неделю, каждый месяц в специальных научных изданиях публикуются научные статьи о таких процессах. В результате данного эксперимента будут опубликованы десятки актуальных научных статей. Все изменения (не зарегистрированные животными) записываются. Хорошие статьи появляются для конференций и научных журналов. Когда экспериментальный процесс окончен и завершен, с одной стороны, его реализация налажена, профинансирована, а с другой стороны, они - диссертации независимых исследователей - готовы к защите.
В течение полутора-двух лет так и будет продолжаться. - Его можно назвать инновационным научным инкубатором. Если каждый независимый исследователь будет работать в своем направлении, мы подготовим не менее 25 молодых ученых за очень короткий срок. Каждый исследователь ведет свою работу в своем направлении, проводит эксперименты, анализирует и сравнивает каждый из процессов, выдает достоверные рекомендации, которые прошли надлежащую проверку, и в этом процессе отсутствует плагиат. Нет необходимости готовить новую диссертацию, слегка изменив научные труды, написанные великими учеными прошлого века. То есть, теория используется только для проведения экспериментов.
Вот еще вопрос - Каким будет отбор? Как будут отбираться независимые исследователи?
При этом у нас есть определенные требования к системе (не будем это обсуждать, эти требования обязательны и необходимы для всех) - исследователь должен знать иностранный язык на уровне В2, согласно требованиям ОАК, он должен быть самостоятельным кандидатом на защиту, докторантом, должен сдать кандидатский экзамен по специальности. Единственное условие, которое требуется от них, это наличие у них интереса к выбранному ими направлению, наличие базовых знаний, развитая способность к самостоятельной работе и возможностям. Независимые исследователи, участвующие в проекте, должны иметь чёткую цель.
Со дня начала работы над проектом, любой желающий может прийти и ознакомиться с ним, понаблюдать за процессами в любое время суток. В первую очередь это хорошо влияет на окружающих студентов - молодежь, мотивирует их, может заинтересовать специальностью, вдохновить. Конечно, они также будут ознакомлены с результатами исследований, проводимых здесь, во время практических процессов. Это, в свою очередь, делает практику более интересной.
По расчету, данная научная работа (проект) повторяется 2 раза. После этого он начинает эффективно работать. В настоящее время ветеринарные курсы созданы в нескольких высших учебных заведениях нашей страны. Они имеют большой спрос на профессоров и преподавателей, которые готовят специалистов для этой области. Молодые ученые, окончившие нашу научную школу, смогут работать во всех вузах страны, среди них будет сформирована здоровая конкурентная среда. Ученые, прошедшие эту научную школу, будут специалистами, которые видели наставников, учились в исследованиях, действительно много работали в научной работе, учились на практике, словом, видели школу. В будущем они будут готовить именно таких ученых и не допустят плагиата.
У проекта есть еще одно преимущество. Обычно мы преподаем в течение 3 лет в докторантуре. Докторанты получают стипендию не менее 5 миллионов в месяц. А это -180 миллионов сумов за 3 года. (Если количество наших независимых исследователей равно 25) Значит, благодаря этому проекту 180 млн. сумов экономится.
Еще одним полезным аспектом проекта является вопрос финансирования проекта, коммерциализации (путем воплощения в жизнь) под каждой защитой. Средства, использованные на проект, со временем окупятся, а также начнут приносить пользу университетскому бюджету.
Кроме того, независимые исследователи, отобранные для участия в проекте, могут не иметь отношения к университету. Работает ли он в фермерском хозяйстве, на производстве или на государственной службе, обязательным требованием является то, что заявитель, участвующий в проекте, должен быть лицом, имеющим отношение к району Самаркандской области. Он должен приходить в определенное время суток, снимать записи с камеры и регулярно следить за порученным ему экспериментом. Современные камеры подключаются к смартфонам исследователей. Так, для одного вида животных привлекаются и работают вместе 5 разных специалистов.
Если процесс будет осуществляться таким образом, репутация наших специалистов распространится по всему миру. Мы настоящие конкурентоспособные специалисты.
Сегодня начался процесс внедрения этой системы. Лаборатория, виварий готовы. Есть объекты, животные. Собеседования и процессы отбора проводятся с независимыми кандидатами. Ежедневные задания для каждого вида животных готовятся и планируются.
В естественных науках нехорошо ждать вдохновения. Работа должна быть организована регулярно. Важно, чтобы она выполнялась вовремя и записывалась ежедневно. Если мы скажем, что сегодняшнюю работу я сделаю завтра, то в работе эксперимента будет ошибка. В естественных науках, после первичных материалов, теории, повседневная деятельность фиксируется, анализируется и делается заключение по времени каждый день.
Надеемся, что молодые специалисты, изучавшие эти процессы, с первого взгляда поймут, что нужно животному и что его беспокоит. Он ставит диагноз по цвету и внешнему виду животного. Нам нужны такие специалисты, как вода и воздух. Нет необходимости вызывать специалиста из-за границы за валюту.
Одним словом, это большой проект. Помимо полезности и эффективности для экономики нашей страны, он ведет к повышению качества образования, подготовке конкурентоспособных кадров, дальнейшей интеграции образования с наукой и производством.
Это проект будущего. И мы уверены в его эффективности.
Худайназар Юнусов
доктор биологических наук, профессор
Заслуженный животновод Республики Узбекистан,
ректор СамГУВМЖБ
2022-05-13
2022-05-13
2022-05-12
2022-05-17
2022-05-05